КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (версия для детей)
Добрый день, уважаемые родители!
Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней нашей встрече. Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей.
Ребёнок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Важнейшим институтом ранней социализации является семья. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные ценности, нормы поведения. Именно в семье начинается систематическое воспитательное, позитивное влияние на детей и подростков, формируются качества личности, способной противостоять влиянию асоциальной, криминогенной среды.
Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с данной Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.
Для реализации основных положений Конвенции о правах ребенка были принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993). (ссылка)
Данный нормативный документ определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.
Главной задачей правового образования родителей является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребёнка на любом этапе его развития.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушения прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать.
Вашему вниманию мы предлагаем просмотреть со своим ребёнком игру-презентацию, которая с помощью сказочных персонажей напомнит вам о правах человека. Можете обсудить увиденное вместе со своим ребёнком.
Игра-презентация
«Права детей на примере сказочных персонажей.
youtube.com›watch?v=gMzSrPvVhLc
<v:fill o:detectmouseclick="t"></v:fill>
Давайте рассмотрим, те права ребёнка, которые наиболее часто нарушаются.
Довольно часто родители перекладывают свои обязанности на посторонних людей.
Родители часто используют в воспитании телесные наказания.
Очень часто дети, опираясь на пример родителей, негативно относятся к детям с ограниченными возможностями в здоровье.
Иногда нам очень хочется, чтобы ребенок посидел, помолчал, не разбрасывал свои игрушки, тем самым мы нарушаем его права.
Часто нарушается статья 9 «Конвенции о правах ребенка», когда ребенку не позволяют жить с родителями и встречаться с ними. При разводе один родитель запрещает другому встречаться с ребенком.
Случается и такое, когда взрослые эксплуатируют детей.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Часто в семьях, воспитывающих детей, в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.
А теперь посмотрим, что же знают наши дети о своих правах и обязанностях? Жизнь маленького ребёнка начинается с детства, и ещё в древние времена люди понимали это. Защита прав ребёнка осуществляется на любом этапе его развития.
В нашем учреждении обеспечены дошкольникам оптимальные условия развития эмоционально-личностной сферы, творческого потенциала, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Презентация «Права ребёнка» (ссылка)
Каждый родитель желает своему ребёнку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, невозможен процесс воспитания вообще без наказаний, применяемым к своим детям.
Поразмышляйте о том, какие наказания Вы применяете к своим детям.
Наказывая ребёнка, необходимо помнить… (ссылка)
Чтобы подкрепить желаемое поведение ребёнка, Вы, родители, часто используете поощрения, поразмышляйте, какие. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Объятия, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет», наказать ребёнка за проступки, и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.
Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения: не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто-нибудь объективно посмотрел со стороны. Наш тест выступит в роли независимого эксперта.
Тест «Какой вы родитель?»(ссылка)
Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
«Ребёнок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А. Сухомлинский.
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваши представления о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок (ссылка)
Каждому из родителей необходимо знать, что помимо их прав, как законных представителей своего ребёнка, существуют ещё и обязанности.
Права и обязанности родителей (ссылка)
И закончить нашу сегодняшнюю встречу мы хотим высказыванием С. Соловейчика:
«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне послан ребёнок, это дорогой мой гость, я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я. Это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребёнка, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своём».
Решение родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.