Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Особенности речи трехлетнего возраста. Пути ее развития.

Дата: 7 ноября 2014 в 14:54, Обновлено 9 мая 2020 в 16:53

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    

     Детская речь, ее развитие, формирование – один из важнейших, труднейших и ответственейших задач детского сада. Не случайно еще со времен К.Д. Ушинского речевое воспитание считалось приоритетным направлением дошкольного «образования дитяти».

     Развитие речи связано с множеством факторов, как биологических, наследственных, так и социальных, психологических, т.е. со здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

     В каждом возрасте существуют свои специфические особенности речи и свои проблемы, затруднения, небольшая часть которых решается в процессе саморазвития языковой способности. При этом период в один год для речевого развития представляет целую эпоху: то, что для четырехлетнего ребенка считается нормой, для пятилетнего будет отставанием.

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

      Речевое развитие трехлетних детей отличается следующими показателями:

  • словарь насчитывает до 1500 произносимых слов;
  • ребенок произносит сложные предложения при общении;
  • пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления;
  • говорит простыми, грамматически оформленными фразами;
  • свои действия часто сопровождает речью;
  • слова изменяет по числам и падежам;
  • задает вопросы познавательного характера: Где? Куда? Почему? И др.
  • легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы;
  • быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок;
  • много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные);
  • появляется словотворчество и склонность к рифмовке;
  • отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке;
  • называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, растения и т.д.
  • рассказывает связно по картинке знакомую сказку;
  • быстро отвечает на вопрос «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию;
  • отвечает на вопрос «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках;
  • знает названия частей тела (голова, шея, живот, грудь, спина, пальцы);
  • знает назначение частей тела (отвечает на вопросы);
  • по детали узнает и называет целое изображение: по хоботу – слона, по брюкам – мальчика;
  • имеет представление о числе, показывает и говорит: 1,2,3, много, мало;
  • начинает различать правую и левую стороны (может ошибаться);
  • обобщает предметы по их свойствам: Кто летает? Кто плавает?

     К сожалению, среди трехлеток  можно выявить детей, чей уровень речевого развития значительно ниже.

Что должно насторожить в речевом развитии трехлетки:

  • малыш замкнут, не хочет общаться со сверстниками;
  • говорит очень мало, пытается пользоваться не словами, а жестами;
  • не понимает обращенной к нему речи, не слышит, когда его зовут из другой

     комнаты, всегда очень внимательно смотрит на губы говорящего;

  • гнусавит, голос звучит с сиплым носовым оттенком;
  • захлебывается словами и задыхается при говорении;
  • речь «хлюпающая»;
  • заикается.

     Речь младших дошкольников в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

     Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения детей четвертого года жизни являются следующие:

  • согласные звуки произносятся смягченно: «зюбы» (зубы), «столь» (стол);
  • большинство детей не произносит шипящих фонем [ш], [ж], [ч], [щ] и заменяют их обычно свистящими [с], [з]: «сапка» (шапка), «зук» (жук);
  • дети совсем не произносят звук [р]: «ука», «ыба» или заменяют его другими звуками – [л], [ль], [в], [й];
  • звук л чаще всего смягчается: «люзя» (лужа). Нередко [л] заменяется [й] «туй» (стул), «йямпа» (лампа);
  • звуки [г], [к], [х] или отсутствуют или заменяются [т] и [д]: «дуси» (гуси), «тотит» (котик).

     В речи части детей наблюдается укорачивание слов, состоящих из 3-4 слогов (сипед – велосипед), так как им не под силу воспроизвести сложную слоговую структуру, наблюдаются и перестановки слогов («крошун» – коршун, «собоножки» – босоножки).

     Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых.

В интересах речевого развития ребенка необходимо:

  • предоставлять детям возможность часто слушать речь и говорить с ними, сопровождая речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи;
  • необходимо внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была четкой и внятной;
  • нельзя подлаживаться под речь малыша, лепетать и сюсюкать с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и на долго закрепляет его недостатки;
  • развитию точной артикуляции звуков помогают артикуляционные упражнения для губ, языка (Лопаточка, чашечка, иголочка, часики, качели, вкусное варенье и т.д.). Как правило, упражнять нужно только те движения, которые нужны для постановки определенного звука (комплексно);
  • исследованиями ученых была подтверждена прямая зависимость развития речи от степени сформированности  мелких движений пальцев рук. Следовательно, в этом возрасте особенно необходимо развивать мелкую моторику руки ребенка;
  • необходимо развивать у детей слуховое внимание, слуховую память. В младшем дошкольном возрасте эта работа проводится на материале неречевых звуков, с постепенным переходом на речевые звуки, хорошо произносимые детьми и на различении  высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
  • с целью накопления словаря детей и развития связной речи, читайте им произведения художественной литературы, беседуйте о прочитанном.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.