ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.
ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Детская речь, ее развитие, формирование – один из важнейших, труднейших и ответственейших задач детского сада. Не случайно еще со времен К.Д. Ушинского речевое воспитание считалось приоритетным направлением дошкольного «образования дитяти».
Развитие речи связано с множеством факторов, как биологических, наследственных, так и социальных, психологических, т.е. со здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.
В каждом возрасте существуют свои специфические особенности речи и свои проблемы, затруднения, небольшая часть которых решается в процессе саморазвития языковой способности. При этом период в один год для речевого развития представляет целую эпоху: то, что для четырехлетнего ребенка считается нормой, для пятилетнего будет отставанием.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Речевое развитие трехлетних детей отличается следующими показателями:
- словарь насчитывает до 1500 произносимых слов;
- ребенок произносит сложные предложения при общении;
- пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления;
- говорит простыми, грамматически оформленными фразами;
- свои действия часто сопровождает речью;
- слова изменяет по числам и падежам;
- задает вопросы познавательного характера: Где? Куда? Почему? И др.
- легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы;
- быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок;
- много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные);
- появляется словотворчество и склонность к рифмовке;
- отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке;
- называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, растения и т.д.
- рассказывает связно по картинке знакомую сказку;
- быстро отвечает на вопрос «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию;
- отвечает на вопрос «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках;
- знает названия частей тела (голова, шея, живот, грудь, спина, пальцы);
- знает назначение частей тела (отвечает на вопросы);
- по детали узнает и называет целое изображение: по хоботу – слона, по брюкам – мальчика;
- имеет представление о числе, показывает и говорит: 1,2,3, много, мало;
- начинает различать правую и левую стороны (может ошибаться);
- обобщает предметы по их свойствам: Кто летает? Кто плавает?
К сожалению, среди трехлеток можно выявить детей, чей уровень речевого развития значительно ниже.
Что должно насторожить в речевом развитии трехлетки:
- малыш замкнут, не хочет общаться со сверстниками;
- говорит очень мало, пытается пользоваться не словами, а жестами;
- не понимает обращенной к нему речи, не слышит, когда его зовут из другой
комнаты, всегда очень внимательно смотрит на губы говорящего;
- гнусавит, голос звучит с сиплым носовым оттенком;
- захлебывается словами и задыхается при говорении;
- речь «хлюпающая»;
- заикается.
Речь младших дошкольников в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения детей четвертого года жизни являются следующие:
- согласные звуки произносятся смягченно: «зюбы» (зубы), «столь» (стол);
- большинство детей не произносит шипящих фонем [ш], [ж], [ч], [щ] и заменяют их обычно свистящими [с], [з]: «сапка» (шапка), «зук» (жук);
- дети совсем не произносят звук [р]: «ука», «ыба» или заменяют его другими звуками – [л], [ль], [в], [й];
- звук л чаще всего смягчается: «люзя» (лужа). Нередко [л] заменяется [й] «туй» (стул), «йямпа» (лампа);
- звуки [г], [к], [х] или отсутствуют или заменяются [т] и [д]: «дуси» (гуси), «тотит» (котик).
В речи части детей наблюдается укорачивание слов, состоящих из 3-4 слогов (сипед – велосипед), так как им не под силу воспроизвести сложную слоговую структуру, наблюдаются и перестановки слогов («крошун» – коршун, «собоножки» – босоножки).
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых.
В интересах речевого развития ребенка необходимо:
- предоставлять детям возможность часто слушать речь и говорить с ними, сопровождая речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи;
- необходимо внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была четкой и внятной;
- нельзя подлаживаться под речь малыша, лепетать и сюсюкать с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и на долго закрепляет его недостатки;
- развитию точной артикуляции звуков помогают артикуляционные упражнения для губ, языка (Лопаточка, чашечка, иголочка, часики, качели, вкусное варенье и т.д.). Как правило, упражнять нужно только те движения, которые нужны для постановки определенного звука (комплексно);
- исследованиями ученых была подтверждена прямая зависимость развития речи от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Следовательно, в этом возрасте особенно необходимо развивать мелкую моторику руки ребенка;
- необходимо развивать у детей слуховое внимание, слуховую память. В младшем дошкольном возрасте эта работа проводится на материале неречевых звуков, с постепенным переходом на речевые звуки, хорошо произносимые детьми и на различении высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
- с целью накопления словаря детей и развития связной речи, читайте им произведения художественной литературы, беседуйте о прочитанном.