Консультация на тему:
«Особенности кризиса трех лет»
Только ещё вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю.
Этот период, через который проходят все дети и очень непросто переживают все родители, называется кризисом трёх лет.
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «нехочу» и «не буду». Это негативизм - первая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!» Нужно понимать, что в детском негативизме есть и положительные стороны: ребёнок учится выражать своё отношение к окружающим явлениям и людям, он уже не действует только под наплывом эмоций, как раньше. Если не подавлять негативизм слишком властно, он со временем проходит.
Упрямство - вторая составляющая «семизвездия» кризиса трёх лет. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации. Здесь нужно держать золотую середину — не отмахиваться от желаний ребёнка постоянно, но и не идти на поводу, иначе упрямство может остаться на всю жизнь, став чертой характера.
Строптивость - третья составляющая «семизвездия» кризиса трёх лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
Своеволие - четвёртая составляющая «семизвездия» кризиса трёх лет. Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей. Если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его.
Деспотизм – еще одна особенность кризиса трёх лет. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком. Малыш старается добиться того положения, которое занимал в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет попросту стать «господином положения».
Перечисленные выше особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки - это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.
Для самих детей этот кризис очень мучителен, связан с множеством задач, которые ребенок в этот период развития должен решать.
В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т.к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.
Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
Вырабатывайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.
Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не стучи, не катай и т. д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Ребенок становится взрослее, самостоятельнее, превращается в личность. В этот период вы должны проявить максимум внимания и терпения. Можно воспользоваться помощью близких людей и родственников.
И помните — все проходит. И это сложное время также рано или поздно останется позади.